Вопросы адаптации моторов от одних лебёдок к другим очень актуальны. Во-первых некоторые производители держат высокие цены, во-вторых не все производители предлагают к своим лебёдкам необходимые моторы. Зачастую, дешевле стокового оригинала, можно купить более мощный мотор конкурирующего производителя.
Чаще всего приходилось сталкиваться с адаптацией моторов Мастервинч, Супервинч и Рунва (сейчас самые передовые их моторы стоят не дорого — 8-9000, так что о тюнинге задумаются даже те кто и не помышлял). К лебёдкам Комап и Варн.
На первый взгляд, все эти моторы одинаковые. Речь идёт о самом распространенном стандарте моторов с валом ⌀17 мм на 20 шлицов.
В реальности при детальном изучении оказывается что все эти моторы не просто разные… а ещё и разные в зависимости от даты выпуска. То есть, существует риск поломки и при установке оригинального мотора!
Меняя мотор будьте бдительны! Никогда не доверяйте репликам типа "Да, всё без проблем стыкуется, я поставил". В одном случае может и без проблем, а в другом проблемы не заметной несовместимости могут повлечь выход из строя мотора. Либо его не эффективную работу.
Особенности.
Перечислю отличия моторов. Причем эти отличия могут быть у одного производителя. Так рекордсмен по стандартам — Мастервинч (под этим я подразумеваю в том числе моторы лебёдок "Спортвей", "Стократ", "Тунгстен", некоторые "Ермак", некоторые Хорсвинч, некоторые "Драгонвинч", а так же часть лебёдок распространившихся (давно) серыми диллерами без опознавательных знаков) моторы этого завода отличались (и отличаются до сих пор) не только широким ассортиментом разновидностей, но и разынми установочными стандартами.
1. Посадочный диаметр корпуса. Давно (точно не скажу) завод перешел на привалочный стандарт 99,3 мм Эта сейчас наиболее распространенный стандарт среди китайских моторов.
В то время как старый стандарт и текущий стандарт некоторых лебёдок — 98,3 мм В том числе Вран и Комап.
2. Глубина посадки переднего подшипника. расстояние "Б". Это глубина ступеньки упора переднего подшипника на валу относительно привалочной плоскости. Следует обратить внимание что имеет значение расстояние именно от привалочной плоскости, а не от конца вала.
Разброс между моторами может составлять 0-6 мм. Если разброс 2 мм, то такой мотор можно даже собрать и он даже будет работать, но скорее всего не долго. Но может так случиться что разбиты корпуса и подшипники, стоят толстые прокладки или толстый слой герметика… То есть всё внешне будет нормально, но мотор в лучшем случае не будет развивать максимальную мощность, из-за не соответствия положения якоря статору.
В худшем случае мотор будет подклинивать или задевать якорем о щётки и сгорит.
Для адаптации вышеназванных моторов под Комап необходима проточка вала. На Варн попадаются два варианта и в некоторых случаях мотор подходит. А сами варновские моторы идут с глубокой проточкой и шайбой в комплекте. Соответственно на одни лебёдки мотор идёт с шайбой, на другие без. Некоторые моторы например "4х4" 7,2 Л.С. идут с ещё большей проточкой и очень толстой шайбой. так что для установки могут понадобиться другие шайбы (обычно подходит шайба М16, либо тонкие медные шайбы на 17 мм)…
Осевая центровка ротора очень важна и для КПД. Так что шайбами под передний и задний подшипник можно добиться более точного (чем на заводе) совмещения со статором. Это добавит мощности.
Ещё один аспект - глубина посадки мощных моторов. Это касание обмоткой ротора корпуса. В таком случае потребуется токарная обработка корпуса или проставка. Кроме того некоторые моторы не совпадают проточками под контактные болты статора. В итоге может возникнуть КаЗэ этих ботов на корпус. Чаще всего помогает УШМ. Или опять же проставка.
3. Длина вала. Расстояние "В". Однажды Мастервинч укоротил валы моторов на 10 мм. Из-за этого теперь возникают некоторые сложности.
4. длина шлицевой части. Расстояние "Г". Иногда попадаются моторы с укороченной шлицевой частью. Иной раз весьма досадно. Во всем мотор подходит, а вот с этими шлицами хоть убейся… Иногад шлицы бывают слишком длинными и попадают на сальник мотора. В этом случае сальник нужно удалить.
5. Длина мотора. "А". Разброс моторов по длине корпуса обычно от 155 до 210 мм. выяснить длину помещающегося в раму мотора стоит до покупки. В некоторых случаях установка большего мотора размера становится сложной задачей. Ибо многие делают симметричное крепление. А вот на площадке Варн сторона под мотор больше!
6. Протоки на валу. На некоторых лебёдках имеются проточки под стопорные кольца. Сделать их в кустарных условиях будет не просто. Нужен токарь. Но в некоторых случаях они могут и не понадобиться.
Внешний диаметр мотора почти всегда стандартный. Это 114,3 (4,5 дюйма). Но наличие крышки-радиатора может оказаться неподходящим моментом. Новый мотор, оказавшись длиннее и имеющий более громоздкую заднюю часть бывает сложно вписать в имеющееся пространство.
Меняйте мотор правильно!
Пару слов про Мощность моторов. То что пишут производители уже не возможно сравнивать. Так что для объективного сравнения я использую линейку. Диаметр якоря во всех лебёдках обычно стандартный, зато отличается длина. От 40 мм в самых дешевых (иногад такие моторы фигурируют как "6,6 Л.С." : ) до 86 мм в Варн ХР, хотя сам мотор скромно обозначен как 6 л.с.
У используемых мной для тюнинга моторов якорь 81 мм и 72 мм. Это больше среднестатистических. Но бывают и моторы с ещё большими якорями 90 мм — "4х4" и Комап МедИкс.
Моторы Рунва: http://4x4tur.ru/shop/UID_231.html
Мотры для лебёдок: http://4x4tur.ru/shop/ID_89_5.html
|