1. На что. Чаще всего меня спрашивают, что поставить на Тоёту, Лендровер, Мицубиси (МПС, Л200), Патриот, Ладу 4х4, Ниву (Шеви), эвакуатор…
2. Цели так же могут быть разными
— на всякий случай.
— редкие покатушки, рыбалка-охота, экспедиции.
— регулярные покатушки, спорт.
— эвакуация.
3. Варианта установки. Стационарно или съёмно. Вперёд, в базу, назад.
4. Ещё один, сопутствующий момент – аксессуары и комплектация. Синтетический трос, такелаж, якоря, проводка, выключатели плюса и радиопульты. Установочные, стационарные и переносные площадки.
5. Первое ТО и обслуживание.
* * *
1. Уже традиционно я делю машины на три весовые категории, хотя это и не даёт полного представления о требованиях к лебёдке.
1. До 1500 кг. 2. До 2500 кг 3. Более 2500 кг. На эвакуаторы целесообразно ставить максимально мощные авто лебёдки или индустриалки.
Авто лебёдки, я соответственно делю тоже на три категории. Но не по написанному на них индексу (!), а по редуктору и мощности моторов. Надпись иногда может сбивать с толку, не стоит придавать ей, в век маркетинга, излишнее значение.
1. 8000 (3750 кг) 2. 9500 (4300 кг) 3. 12000 (5500 кг). Далее идут индустриалки, но это отдельная история.
Прежде всего для отсчёта берётся редуктор. Очень грубо: 150:1 , 200:1 , 250:1.
Если на конкретных примерах:
группа 1 — 110:1, 130:1, 138:1, 156:1, 173:1;
группа 2 – 191:1, 216:1, 218:1, 225:1, 230:1;
группа 3 – 262:1, 265:1, 272:1, 299:1
Чем меньше передаточное число, тем выше скорость и меньше тяга.
Мотор имеет существенное значение. И как и с маркировкой лебёдки, тут, увы, тоже имеется путаница. Более объективно брать для сравнения физические размеры ротора мотора. Чаще всего моторы лебёдок имеют одинаковый диаметр. Что упрощает сравнение. Больший по длине якорь можно считать более мощным.
Конкретные примеры длины якоря: 41, 48, 51, 62, 72, 81, 86, 92 мм. При этом изготовители, как первого, так и последнего мотора могут заявлять «6-7 л.с.», Что, конечно же, нонсенс.
Разделим моторы так же на 3 группы – 51 и менее, 60-68, 72 мм и более.
При наличии трёх групп моторов и трёх групп редукторов, комбинируя, мы получаем 9 категорий лебёдок! Но не буду усложнять. Для взыскательных пользователей тут кроется большой потенциал для удовлетворения любых пожеланий. Но нагляднее придерживаться классической схемы – категория моторов соответствует редуктору.
Установка более мощного мотора на «слабый» редуктор, приведёт к переводу лебёдки в следующую группу.
Кроме того более мощный мотор позволяет создавать скоростные лебёдки, типа Q-evo 80:1 и MadX 67:1. Тут используется наиболее мощный мотор и очень малая передача редуктор. Назвать эти лебёдки «9500» и «8000» язык не поворачивается.
Итак. Резюме. В соответствии с весовым классом авто выбираем лебёдку по фактическим показателям. Если параметр скорости является важным, то рассматриваем лебёдки предыдущей категории по редуктору, но с более мощным мотором.
Конкретные примеры:
Нива – 4x4 9500, GP9274, Рунва EWX-C9500, Тимакс 6500/8500, комап 9.0
Патриот – 4x4 12000, Тунгстен Т8000, Рунва 9500, Тмакс 9500, Комап 12.5.
ЛР, ТЛК – Рунва EWX12000, Тунгстен 12000, Мастервинч Е12500, Тмакс 12500
«Внесистемные» лебёдки: Runva EWX-Q — 80/110:1/81мм, Masterwinch X8288 — 138:1/81мм Superwinch Talon 12.0 — 148:1/72 мм, Runva EWX12000 – 230:1/81 мм
* * *
2. Цели и цена. Цены ориентировочные!
1. «На всякий случай» сойдёт любая лебёдка, самая дешёвая. И самая слабая. Хотя лучше брать что-то чуть более дорогое. Зависимость по качеству практически линейная к цене. Ценовой диапазон 12000-18000. Это «ноунейм» (electricwinch) и "4х4", а так же OEM (брендовые «сливы»). Более 20 тыс.: Тунгстен Т8000 (23000), Рунва EWX9500 (26000). Т-макс 6500/8500 (24000)
2. Покатушки, экспедиции. Лучше не экономить и искать что-то от 20. Уже названные + Т9500, Автоспас Рысак 8500 (примерно по 24000), Runva EWXС, EWX12000, EWB9500, 12000. Комап 12000Лайт и 12500.
При этом стоит присматриваться к лебёдкам более тяжелого класса. «Запас карман не тянет». А спешить в таких ситуация обычно нет нужды. Более тяговитая лебёдка имеет больший запас надёжности.
Впрочем, вопрос не однозначный. «Слабую» лебёдка можно укомплектовать полиспастом, что закроет вопрос недостатка тяги в редких случаях, зато в остальных не будет недостатка в скорости.
3. Спорт, жесткие покатушки. Тут подойдёт только брендовая вещь, некоторые модели могут обойтись в районе 25000. Но верхний предел находится за парой сотен тысяч…
В покатушках и умеренных соревнованиях предпочтение стоит отдавать более тяговитым лебёдкам.
Для динамичных, любительских соревнований сейчас практически нет альтернативы скоростным Рунвам. Их имеется 4 модели: 80:1, 108:1, 110:1 и 130:1. При этом цена может оказаться, всего 25-38.000.
Серьёзно потеснить на этом рынке Рунву может новая «4х4» GP9274 – она имеет более мощный мотор. Редуктор 112:1. Хороший синтетический трос 11мм. 2 вида пневматических переключателей. При этом стоит дешевле самой дешевой Рунвы.
Так же рассматривается для спорта: Мастревинч и Стократ 138:1. Супервинч Талон с редуктором 148:1, Комап MadX 67:1 и 159:1.
Самый бюджетный спортивный вариант — «4х4» 9500 с редуктором 150:1, но мотор у этой лебёдки будет заметно слабее чем у конкурентов. Похожая модель есть у завода «Lift» – 148:1. Встречается редко. Обычно как «ноунейм». Узнать её можно по необычному переключателю и редуктору.
Разумеется одной из популярнейших решений в большом спорте это «Вертикалка» Варн и её производные. Однако бюджет уже совсем другой…
* * *
3. Установка. Поставить лебёдку можно не только классически вперёд, но и назад и в базу. При установки лебёдки назад, тем более в базе, совсем не значит что тянуть лебёдка будет назад. Трос можно протянуть вперед. А кроме того можно установить съёмный ролик-блок, который позволит лебедиться и вперёд и назад.
Установка под рамой сзади встречается у пикапов. Это позволяет улучшить развесовку. Однако минусом этой установки является агрессивная среда, в которой будет постоянно находиться лебёдка.
Альтернативой жесткой установки лебёдки является переносной комплект. Этот вариант бывает двух типов – на цепях (веревках) и на «квадрат». Впрочем есть и «двойного назначения». Имеет эти лебёдки много плюсов и минусов.
+ ничего не нужно делать с авто, лебёдку легко переложить в другую машину, кроме того лебёдку можно использовать с любой стороны машины и вообще без машины.
Однако пользоваться такой лебёдкой сложнее. А в условиях протяженных участков бездорожья будет совсем не удобно.
* * *
4. Комплектация лебёдок стандартная. Не у всех лебёдок бывает радиопульт, например. Клюз может быт чугунным или роликовым. Это самые заметные отличия. Но могут быть не столь заметные вещи – длина и толщина проводов, расположение и устройство соленоида… В итоге экономия в 3000 может вызвать большие расходы на хороший соленоид и проводку. Хорошие лебёдки комплектуются надежным «моноблоком» (при этом и моноблоки могут быть разными по качеству от 1800 до 4000 руб.), толстыми и длинными проводами – 35-50 кв. мм / 1,8 метра питание и 40-50 см управление.
Трос. Синтетика или металл? Тема сильно мифологизирована. Кто-то без конца стирает синтетический трос (что я делать не рекомендую, только полоскать и не часто), кто-то в восторге от вечной и надёжной эксплуатации стального. Для начала можно попрактиковаться со стальным, а там уже видно будет. Минусом синтетики для новичков является её сложная фиксация на барабане. Провернувшийся в глубоком болте трос, для новичков может стать не решаемой проблемой. Кроме того, стальной трос не боится перегревов и сам является радиатором лебёдки. В целом же, синтетика удобнее.
Устанавливая синтетику очень советую доработать крепление троса, а лучше и щёки барабана усилить.
Аксессуары. Без (софт) шаклов, блока, строп, якоря и удлинителей лебёдка может оказаться бесполезной игрушкой. Минимальный, обязательный набор это пара шаклов, блок, корозащитка, удлинитель 15-25 метров.
Установка лебёдки не означает что можно забыть про хайджек и сендтраки.
Для синтетики будет полезно заменить стоковый клюз на пластиковый.
Выключатель – полезный аксессуар. Концептуально есть «дистанционные» и «ручные». Дистанционным может быть обычный соленоид или поляризованное реле. Модный тренд – ставить в качестве выключателя питания лебёдки обычный моноблок, который срабатывает только в момент работы лебёдки, а в случае выхода из строя лебёдочного – станет запасным.
Из механических выбирать надо тот, в котором контактные поверхности имеют максимальную площадь, а проводники — толщину. Лучше брать выключатели в которых есть возможность прямого воздействия на перемычку (чаще это пружина). Такой выключатель имеет больший шанс быть выключенным, в случае КЗ лебёдки.
* * *
5. Лебёдки в целом не требуют подготовки и, даже обслуживания. Самый главный фактор убивающий лебёдки в России – коррозия. Больше всего страдает мотор. Так же тормоз расположенный в барабане, может сильно пострадать от влаги. Редукторы, даже никак не защищенные от попадания воды, страдают редко.
Обслуживание лебёдки заключается в удалении коррозии и покрытии антикоррозионными составами электрической части, двигателя, тормоза. Смазка, прежде всего, требуется в подшипниках барабана. А в редукторе она может хорошо работать с завода на протяжении многих лет. При замене/обновлении смазки в редуктор не стоит забивать его. Нужно, лишь смазать поверхность шестерёнок.